О нас

    ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ   
    
     В соответствии с концепцией и программой развития ВГПУ на период 2002-2006 г.г., утвержденной Ученым советом университета от 28 января 2002г., решением Ученого совета ВГПУ от 30 июня 2003 года «Состояние и перспективы совершенствования структуры университета в свете программы модернизации высшего профессионального образования», решением Ученого совета ВГПУ от 28 июня 2004 года на базе института дошкольного, начального образования и специальной педагогики 1 сентября 2004 года создан факультет социальной и коррекционной педагогики. 
        Декан факультета социальной и коррекционной педагогики - Бородаева Лариса Георгиевна, канд. пед. наук., доцент.

Кадры решают все

Открытие кафедры специальной педагогики и психологии связано с именами ученых: Владимира Ивановича Лубовского, академика АПН и Наталии Михайловны Назаровой, доктора педагогических наук, профессора. Понимая масштаб проблем и запрос общества Н.М. Назарова много сделала для открытия новых дефектологических факультетов в педагогических вузах России, координации их работы, разработки первых поколений государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальной педагогике и психологии.

 Кафедра специальной педагогики и психологии была открыта в сентябре 2000 года и  её возглавил доктор медицинских наук, профессор Сергей Вениаминович Каргин. С сентября 2002 года, после трагической гибели профессора С.В. Каргина, заведовать кафедрой стала кандидат педагогических наук, профессор. Светлана Георгиевна Ярикова,

Как и в период своего становления кафедра и сегодня продолжает сотрудничать с дефектологическим факультетом МПГУ. Благодаря поддержке профессоров Н.П. Коняевой, Б.П. Пузанова, Е.Г. Речицкой успешно идет подготовка студентов по специальностям «Олигофренопедагогика» и «Сурдопедагогика». Большую помощь в реализации образовательных программ по подготовке специалистов оказывают также и медики: доктор медицинских наук, профессор, В.И. Макаров, доценты, кандидаты медицинских наук:  Н.А. Тараканова, О.А. Жигунова, И.А.  Молодцова.

 В настоящее время ведется подготовка бакалавров по профилям: «Специальная психология»; «Сурдопедагогика»; «Олигофренопедагогика»; «Логопедия», «Дошкольная дефектология», магистрантов по  программам: «Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Обучение о воспитание лиц с задержкой психического развития», «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»; разработана магистерская программа «Инклюзивное образование».

Кафедра социальной педагогики открыта в сентябре 2004 года, с момента основания и по настоящее время её возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Лариса Георгиевна Бородаева, Подготовку специалистов по социальной педагогике Волгоградский государственный педагогический университет начал еще в 2000 г., В настоящий момент кафедра является выпускающей по профилю бакалавриата «Психология и социальная педагогика», а также магистерской программе «Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей и молодёжи». Кроме того, разработаны магистерские программы «Дополнительное образование детей», «Тьюторство в сфере образования», «Педагогика и психология образования одаренных детей».

На факультете работают 44 преподавателя, из них 7 профессоров, 19 кандидатов медицинских, психологических, социологических, педагогических наук, три преподавателя обучаются в аспирантуре.

Проекты, конкурсы, гранты преподавателей и студентов факультета

  • Участие в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в РФ», в числе исполнителей контракта № FEFLP-V/CQS-12 «Разработка, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для детей с ограниченными возможностями здоровья», 2014, (соруководитель проекта – Л.Г. Бородаева; участники проекта – А.В. Андропова, М.А. Дворецкая, Е.А. Лапп, Т.П. Малкова, Е.М. Сафронова, Е.С. Федосеева);
  •  Патент на изобретение № 2315300 Федеральная служба по интеллектуальной собственности г Москва 2008 год: «Способ диагностики состояния линфоидной ткани носоглотки и небных миндалин», который позволяет предотвратить развитие тугоухости у детей дошкольного возраста (И.А. Молодцова);
  • Создание научно-исследовательской Школы дефектолога «Ресурс», (руководители: Шипилова Е.В., Лапп Е.А., Дворецкая М.А.);
  •  Создание театра мимики и жеста «BON.НЭТ» (руководители: Л.П. Трубченко, М.А. Дворецкая);
  •  Создание общественной организации  «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов» (руководитель: Е.А. Лапп);
  •  Создание речевого центра «Дискурс» (основатель и руководитель: Л.С. Бейлинсон);
  •  Участия в конкурсе по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, в результате  получены гранты: 

– «Программа социальной поддержки граждан с нарушениями речи, находящихся в трудной жизненной ситуации» (проф. Л.С. Бейлинсон);

– «Коррекционная программа повышения грамотности младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации» (проф. Л.С. Бейлинсон);

- «Региональная концепция профессиональной подготовки педагогов-дефектологов» (доц. Лапп  Е.А.);

–  «Обучение педагогов в работе с детьми с задержкой психического развития» (доц. Лапп Е.А.);

– «Родители детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов – одна команда» (доц. Лапп Е. А.).


Партнеры факультета


ñ  Аппарат Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области;

ñ  Министерство образования и науки Волгоградской области;

ñ  Министерство спорта и молодежной политики Волгоградской области;

ñ  Министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области; Волгоградское областное отделение Российского Детского Фонда;

ñ  Управление Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России по Волгоградской области;

ñ  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области; общественные организации г.Волгограда;

ñ  Комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям;

ñ  Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома г. Волгограда, г. Волжского и Волгоградской области; вузы, институты, академии, колледжи, гимназии, лицеи, средние школы, детские сады г. Волгограда и Волгоградской области;

ñ  Центры профилактики и психолого-педагогической помощи подросткам и молодежи;

ñ  Клинические больницы, госпиталь, центр психического здоровья детей и подростков, детский психоневрологический санаторий, наркологический реабилитационный центр г. Волгограда;

ñ  Государственные казенные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 1,2,4; "Волжская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида"; ГОУ "Волгоградская специальная (коррекционная) школа-интернат I, II вида № 7" и др.



Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров 
факультета социальной и коррекционной педагогики: 

Направление "Специальное (дефектологическое) образование"

профили подготовки бакалавров:
"Логопедия"
"Олигофренопедагогика"
"Сурдопедагогика"
"Специальная психология"
"Дошкольная дефектология" 

магистерские программы:
"Педагогическое сопровождение социализации лиц 
с ограниченными возможностями здоровья"
"Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи"

Направление "Психолого-педагогическое образование"

профили подготовки бакалавров:
"Психология и социальная педагогика"
едагогика и психология образования одаренных детей"
едагогика и психология инклюзивного образования"

магистерские программы:
"Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей и молодежи"
"Инклюзивное образование"

Направление "Педагогическое образование"

магистерская программа:
"Дополнительное образование детей"


Структура факультета

Кафедра специальной педагогики и психологии

Заведующий кафедрой Бейлинсон Любовь Семёновна, доктор филологических наук, доцент, профессор.


     В настоящее время кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", профилям "Логопедия", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Специальная психология" и магистров по направлению "Специальное (дефектологическое) образование", магистерская программа «Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Кафедра СПП имеет два специализированных кабинета «Логопедии» и «Специальной педагогики и психологии».
Для повышения качества подготовки специалистов-дефектологов в 2003 году был создан учебно-научно-методический комплекс (УНМК), который стал структурным подразделением университета, объединяющим преподавателей кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета и сотрудников центра реабилитации детей-инвалидов «Надежда» г.Волжского/ Главное назначение комплекса – расширение и углубление научно-методического обеспечения системы непрерывного специального образования. В основу научно-методических решений и действий комплекса положен целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса, разрабатываемый коллективами педагогов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов кафедры СПП ВГСПУ и ЦРДИ «Надежда». УНМК создан как экспериментальная площадка для подготовки специалистов-дефектологов, для разработки механизма, который создавал бы взаимную заинтересованность и побуждал к творческому сотрудничеству ученых и практических работников сферы социальной защиты. В соответствии с этим комплекс призван моделировать собственную микросреду во всех ее гранях и проявлениях: выбор системообразующих видов деятельности, создание условий для личностного развития будущих специалистов и интеграции детей-инвалидов в нормальное сообщество, налаживание связей с окружающей средой и т.д.
Деятельность кафедры:
на кафедре проводится повышение квалификации педагогических кадров;
организуются научно-практические конференции;
рецензируются учебные пособия;
разрабатываются учебники и рекомендации;
ведется научное консультирование при проведении экспериментальной работы в специальных учреждениях.

Нашими партнерами являются:
Государственные казенные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 1,2,4;
"Волжская специальная (коррекционная)школа-интернат VIII вида";
ГОУ "Волгоградская специальная (коррекционная)школа-интернат I вида № 7";
ГОУ "Волжский центр реабилитации детей-инвалидов "Надежда";
ГОУ МУЗ "Детский психоневрологический санаторий № 2";
муниципальные дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;
социальные приюты для детей и подростков.

Преподавателями кафедры специальной педагогики и психологии ведется большая научно-исследовательская деятельность. Результаты опытно-экспериментальных исследований преподавателей и студентов публикуются в сборниках международных, всероссийских, региональных конференций по проблемам специального образования; в периодических изданиях по педагогике, психологии и дефектологии, Решению проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные учебно-методические пособия и практические рекомендации.

Кафедра социальной педагогики

Заведующий: Бородаева Лариса Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Дата создания кафедры социальной педагогики 01.09.2004г. В 2000 - 2004 г. Волгоградский государственный педагогический университет начал подготовку специалистов по социальной педагогике на факультете педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания. Секция социальной педагогики структурно относится к кафедре педагогики начального образования. Профессорско-преподавательский коллектив и студенты факультета ведут активную научно-исследовательскую работу. Ежегодно на факультете проводятся практические конференции по проблемам социальной педагогики, издаются учебные пособия и сборники студенческих научных работ.

Цель деятельности кафедры заключается в подготовке высококвалифицированного социального педагога, владеющего научными знаниями, базовыми профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и способностью реализовывать цели социального воспитания на различных уровнях: в образовательных учреждениях, различных социальных службах, в досуговых центрах, службах муниципальных органов, медицинских службах и т.д.

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
Создание условий для профессионального самоопределения студентов, позволяющего им получить высокий уровень образования по соответствующей квалификации;
Воспитание духовно – нравственной личности социального педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в соответствии с международным этическим и профессиональным кодексом социального педагога, опирающегося в своей работе на лучшие традиции отечественного и зарубежного психолого-педагогического социального образования;
Развитие потребности и создание условий для самореализации студентов, раскрытие их творческих возможностей. Выработка способности к самовоспитанию, изучению передового опыта, постоянному пополнению знаний, навыков и потребности по самообразовательной деятельности, стремления студентов учиться непрерывно, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки; дальнейшему научному и профессиональному росту с учетом широкого спектра научно – методологических технологий;
Совершенствование содержательного компонента вузовского социально-педагогического образования, использование инновационных образовательных технологий, повышающих эффективность подготовки социального педагога - профессионала;
Развитие кафедры как целостного учебно-методического комплекса, интегрированного в систему подразделений факультета и института, в рамках которого реализуется его научно–теоретический, методический и практический потенциал.

Другая деятельность
август 1999 – 2002 гг. Участие в международном проекте TEMPUS по внедрению зарубежного опыта социально-педагогической работы в России (стажировка в социально-педагогическом колледже г. Архуса (Дания, 3 месяца); разработка и внедрение социальных проектов.
февраль 2002 – май 2003 гг. Участие в проекте Областного центра профориентации и психологической поддержки (профессиональная консультация молодежи; организация и проведение тренингов делового общения с выпускниками школ, состоящими на учете в Службе занятости населения г. Волгограда.)
ноябрь 2004 г. Участие во Всероссийской олимпиаде по социальной педагогике, проводимой на базе Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург) в качестве руководителя команды.
ноябрь 2004 - настоящий момент. Участие в проекте «Помоги советом» международной общественной организации «Открытая Россия» в качестве регионального тренера (г. Волгоград) (подготовка и проведение первого регионального фестиваля для добровольцев «Молодежь. Образование. Демократия»; проведение тренингов на командосплочение и развитие коммуникативных навыков для добровольцев).

Материально-техническая база кафедры социальной педагогики
Комплект обучающего материала Монтессори.
Видеоматериалы о школах Монтессори в Нидерландах и России.
Видеоматериалы о социально-образовательных учреждениях Дании и Нидерландов.
Видеоматериалы, включающие культурные проекты по социальной работе Дании, Нидерландов и России, творческие проекты для детей с особыми образовательными возможностями, материал по истории искусства.
Предметный фонд для натурных постановок: геометрические тела, предметы быта, утварь, муляжи овощей и фруктов, драпировки.
Костюмы.
Аудиотека музыкальных произведений.